Основная образовательная программа МБДОУ «ДС «Гнездышко» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Главной задачей является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1.6-7 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Срок реализации программы - 5 лет.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно-исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально-художественной,
- чтения художественной литературы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках регламентированной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В программе учтены климатические особенности региона:
В ЯНАО смена сезонов не соответствует календарному году; и продолжительность дня значительно сокращена в осенне-зимний период; национально-культурные особенности коренных народов севера (ненцы, ханты, селькупы).
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- личностному, познавательному и художественно- эстетическому.
Теоретическими обоснованиями Программы, позволяющими реализовывать принципы научности, предъявляемые в качестве одного из главных требований к основной образовательной программе дошкольного образования, являются:
- концепция дошкольного образования под редакцией В. А. Петровского, декларирующая личностно- ориентированную модель воспитания как главное направление государственной политики в системе дошкольного образования;
- теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;
- теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элкониным, В.ВДавыдовым, согласно которой, развитие ребёнка осуществляется в различных деятельностях;
Принципы и подходы к формированию Программы:
- Принцип развивающего образования, целью которой является развитие ребёнка.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Принцип культуросообразности – обеспечение культурных ценностей и традиций. Восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания.
- Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра.
- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решить поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала).
- Принцип построения с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и школой.
Главная цель в Программе отводится становлению личности ребёнка и раскрытию его индивидуальных способностей. Авторы использовали комплексный подход к воспитанию и образованию, опираясь на фундаментальный принцип: развитие ребёнка – результат правильной и грамотной организации обучения. Правильная организация обучения предусматривает всестороннее развитие ребёнка: физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. Программа обучения построена по нескольким возрастным группам и учитывает возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности ребёнка.
Содержание психолого- педагогической работы с детьми 3-7 лет представлен по образовательным областям: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое». «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
- родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»
Образовательная область «Речевое развитие» включает
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Образовательная область «Физическое развитие» включает
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Для каждого возрастного периода определены цели и задачи учебно- воспитательного процесса, который предусматривает приобретение важных умений и навыков:
Физическое воспитание. Развитие равновесия, координации движений, воспитание ловкости, выносливости, и других физических качеств происходит последовательно. Программа предусматривает воспитание двигательной активности, формирование нравственно-волевых качеств, укрепление здоровья. Большое значение уделяется здоровью нервной системы.
Умственное воспитание. Активная игровая, трудовая и учебная деятельность ребенка служит стимулом развития внимания, мышления. Постепенно ребенок учится сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи. Большое внимание в Программе уделяется речевому развитию ребенка: каждый возрастной период характеризуется необходимым уровнем развития речи, на основании данных характеристик строится работа по совершенствованию системы языка для каждой группы. В старших группах упор делается на лексику и грамматику. Кроме этого, малыши получают представления об окружающем мире, природе, готовят руку к письму, знакомятся с математическими представлениями.
Трудовое воспитание. В игровой форме детей знакомят с простыми трудовыми навыками. Чтобы вызвать у ребенка интерес и желание трудиться, его знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной трудовой деятельности.
Нравственное воспитание. Фундамент нравственного воспитания закладывается именно в детстве. В Программе предусмотрены обучение ребенка поведению в обществе, правильному позиционированию себя, формирование привычек и уважения к взрослым.
Эстетическое воспитание. С детьми проводятся занятия по изобразительной деятельности, которые способствуют развитию навыков рисования, лепки. На занятиях по музыкальному воспитанию дети овладевают ритмикой движений, учатся петь. Постоянное обогащение духовного мира способствует развитию воображения и творческих способностей.
Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей:
-обязательная часть;
-часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть обеспечивает комплексность подхода и развитие воспитанников ДОУ во всех 5 взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,
направлена на развитие воспитанников в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), учитывает условия региона Крайнего Севера. Содержание этой части Программы реализуется на основе выбранных или разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:
-
- климатогеографических факторов региона Крайнего Севера
- традиций и культуры Ямальского края
- климатогеографических факторов региона Крайнего Севера
Результатами освоения программы являются возможные достижения ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Основные цели и задачи взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель—создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье
Текст программы для просмотра и скачивания
При реализации программы не используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.