«Развитие диалогической речи детей посредством использования
элементов театрализованной деятельности»
Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. При этом начинающий «Актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечая того, вынужден сотни раз «играть различные » роли. При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.
Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие творчество, познание, саморазвитие– вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми – помочь им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий потенциал, создавая свою собственную «формулу успеха», или просто снять накопившееся напряжение.
Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности:
тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приёмами постижения нужного художественного образа. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью:
«Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика,жест, поза, интонация, модуляция голоса) . В работе для повышения уровня речи детей, можно использовать театрализованную деятельность. Определить основные направления деятельности:
постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников,исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, к освоению роли, как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
Поставить
следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; • Обогащать словарь детей, активизировать его; • Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй; • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово; • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Так же в занятия включают: - музыкально-ритмическая разминка; - дыхательная и речевая гимнастика; - литературно-художественная практика (связная речь) ; - игры, минута шалости, физическая минутка; - театрализованная деятельность. Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:
а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) ; б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.) ;
в) развивают воображение (способности к пластической импровизации) . Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и
орфоэпия) . В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора
(интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение,
умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
В совместной деятельности с детьми проводят логопедические пятиминутки и во второй половине одного из дней недели (пятница) - «час тетра».
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия,
в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.
При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей
театрализованную деятельность, создаем необходимые условия : • индивидуальные социально психологические особенности ребенка; • особенности его эмоционально-личностного развития; • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; • возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей велико. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.